среда, 1 октября 2014 г.

Архитектурные ансамбли Армении: Двин

О. Х. Халпахчян – Архитектурные ансамбли Армении

Фотографии: А. Александрова, А. и В. Кочар, из фондов: Гос. исторического музея АН Арм. ССР

Двин расположен на холме, где с III тысячелетия до н. э. существовало поселение, превращенное в античную эпоху в крепость. При Хосрове II (330-338 гг.) Двин стал столицей, а с середины V до середины XIII века был крупным торгово-ремесленным и культурным центром Армении, известным среди стран Передней Азии и Европы.
dvin-4
Раскопками выявлена планировочная структура Двина, повторявшая тип древних укрепленных поселений Армении. Двойные городские стены были усилены большими круглыми башнями, а цитадель — еще и водяным рвом.

Дворец правителя находился на высоком, господствующим над городом холме, внутри обширной по площади цитадели. Четырехугольное в плане здание было двухэтажным: вверху располагались парадные, богато отделанные помещения и жилые комнаты, внизу — служебные, включая и баню с мужским и женским отделениями и оборудованием, аналогичным бане Гарни. Этот дворец, как и дворцы феодалов (нахараров), а также загородный дворец царя Хосрова II в долине реки Азат, давшие основание армянским историкам именовать Двин «грандиозным», «знаменитым», «известной великой столицей великих армян», без сомнения принадлежал к числу лучших гражданских зданий Армении V века.

dvin-3 Дворец католикоса — главы армянского духовенства-помещался в центральном квартале, расположенном к западу от цитадели, среди монументальных каменных сооружений города, образовывавших один из выдающихся архитектурных ансамблей Армении этого времени.

Руины большого дворца католикоса, возведенного в IV веке и перестроенного в V и VII вв., оставляют сильное впечатление. Основу парадной части, выполненной под влиянием архитектуры армянского народного жилища, составляло центральное помещение — зал (11,4 х 26,7 м) с двумя рядами колонн, к которому по продольным сторонам примыкали прямоугольные в плане комнаты. По нашей реконструкции зал был перекрыт тремя восьмигранными деревянными шатрами со световыми проемами в их вершинах. Каменные колонны с оригинальной, напоминающей античные образцы формой базы завершались привлекающими внимание волюто-подобными капителями. Их лицевая сторона украшена свернутыми в кольца пальмовыми листьями, между которыми, как из ствола колонны, поднимается пара других; абака покрыта резным узором.
dvin-1
Архитектура дворца католикоса в Двине сыграла большую роль в развитии гражданского зодчества Армении раннефеодального времени. Ее влияние отразилось, в частности, в композиции и декоративном убранстве дворца Григория Мамиконяна в Аруче, возведенном в 8о-х годах VII века и, частично, во дворце Нерсеса III в Звартноце (середина VII в.).

К востоку от дворца католикоса в Двине располагалась небольшая сводчатая церковь 553-554 годов. Наличие придела и пятиарочной галереи с северной стороны позволяет отнести это сооружение к типу храмов, строившихся в Армении IV-VI веков.

dvin-17 Более монументальным и самым большим в Армении по размерам (30,41x58,17м в плане) был кафедральный собор Григория. Возведенный в III веке как трехнефный языческий храм с семью парами внутренних опор, он в IV веке был перестроен в христианскую церковь с резко выступающей на восточной стороне внешне пятигранной алтарной апсидой. В середине V века была пристроена наружная арочная галерея. В начале VII века собор был перестроен по типу кресто-вокупольного храма с выступающими на продольных фасадах апсидами.

История сооружения и перестроек собора в Двине – яркий пример эволюции художественных воззрений начиная с IV века до его разрушения в 893 году. Объемно-пространственная композиция здания V века была воспроизведена в храме Одзун VI века в Одзуне (Узунларе) и в кафедральном соборе Талина середины VII века.

Собор был богато убран. Мозаичная выкладка пола из разноцветных каменных плит мягких оттенков имела геометрические формы, капители пилонов - сложный профиль из горизонтальных тяг и вертикальных членений, карнизы - трехжгутовую плетенку. Алтарную апсиду украшала выполненная в начале VII века из разноцветных кубиков смальты и туфа мозаика с изображением Богоматери; это было ее древнейшее мозаичное изображение на территории Армении.

dvin-16 Как показали раскопки, городская территория Двина имела тесную застройку. К сожалению, от различных по назначению многочисленных зданий сохранились в основном только разрозненные фрагменты, по которым все же можно составить представление о художественном уровне архитектуры отдельных этапов существования города.

К раннему времени Двина относится найденный в центральном квартале фрагмент капители одиночной колонны мемориального назначения (сейчас в Государственном историческом музее Армении в Ереване), какие имели распространение в Армении в V-VII веках. Лицевая сторона капители украшена крестом, верхняя ветвь которого заменена символическим изображением Христа, справа - фигура святого, по-видимому, Иоанна Крестителя. На боковой стороне была изображена фигура святого, очевидно, Георгия Победоносца верхом на лошади, попирающей копытом змея с открытой пастью. Сохранились только передняя часть коня и держащая уздечку правая рука всадника.

dvin-15 Композиция лицевой стороны капители представляет собой исключительное явление в армянском декоративном искусстве. Иконографические аналогии рельефу колонн мы находим в искусстве раннехристианского времени Армении и Передней Азии, точнее Палестины. В Палестине подобные композиции выполнены на датируемых началом УП века свинцовых и серебряных ампулах, ныне находящихся в коллекциях североитальянских городов Монцы и Боббио.

Представляет интерес барельеф со сценой уборки урожая винограда, помещенный на большом камне, служившем перемычкой широкого, очевидно, дверного проема монументального светского сооружения V-VI веков. Сохранилась левая половина камня с частью креста, нижняя ветвь которого как бы вырастает из проросших побегов. Сохранились фигуры двух женщин, срывающих виноград и выносящих на плече из сада корзину собранных гроздьев. Сочно и правдиво переданы фигуры людей в движении и перспективе, гроздья винограда и стилизованные листья. Не менее живо изображен на белом известняке павлин, относимый по аналогии с подобным рельефом на храме Птгни к VI веку.

dvin-14 Начиная с IX века широкое распространение в убранстве сооружений Двина получили декоративные изделия из гипса, обходившиеся значительно дешевле каменных. Из гипса отливали и вырезали различные геометрические и сложные сюжеты композиции, например, изображение бегущих животных на фоне растительного орнамента, которыми обрамляли стенные ниши, внутрикомнатные дверные проемы, оконные заполнения; создавались изображения фантастических существ, таких, как сирины, крылатые львы с человеческими головами, увенчанными трезубыми коронами, - сюжет, характерный для многих архитектурных памятников и миниатюры Армении XIII века. Особенность наличника ниши одной из комнат жилого дома цитадели заключается в том, что он выполнен в гипсе, отлитом по готовой форме, что подтверждается изъянами, повторяющимися в стандартных отливках. Аналогичные литые гипсовые плитки из Ани свидетельствуют о распространении в строительной практике Армении XII-ХIII веков готовых стандартов, которыми пользовались для массового строительства.

dvin-13 Стандартные элементы применялись также и в украшениях бытовых вещей, в частности керамических изделий — кувшинов-карасов различного назначения, столовой посуды. Своеобразны изделия из фаянса с голубой и синей поливой, украшенные рельефами женских и львиных голов и орнаментом. На кувшинных поясах интересны штампованные орнаменты с фигурами людей, изображениями растительного и животного мира. Подобными рисунками, а также «архитектурным» орнаментом расписывали цветные глазурованные чаши.

На территории Двина найдено несколько мужских голов из красноватого туфа, по-видимому, отбитых от статуй, выполненных в натуральную величину. Судя по грубой обработке затылочных сторон голов, статуи помещались в нишах или у стен и рассчитывались на фронтальное обозрение. Анализируя головные уборы и украшения и сравнивая их с изображениями на монетах царей Арташесидов, К. Г. Кафадарян пришел к выводу, что статуи изображали светских правителей Армении.

Архаичность исполнения голов позволяет датировать их Ш-Н веками до н.э. Эти имеющие местное происхождение произведения искусства представляют собой важное звено в истории скульптуры древней Армении античного периода.

Комментариев нет:

Отправить комментарий