четверг, 9 октября 2014 г.

Эребуни

О. Х. Халпахчян – Архитектурные ансамбли Армении
Фотографии: А. Александрова, А. и В. Кочар, из фондов: Гос. исторического музея АН Арм. ССР

Объединение в середине IX века до н. э. наирских племен, занимавших южную часть Армянского нагорья, завершилось образованием царства, известного под именем Урарту. Укрепив за короткий срок свое положение, оно стало одним из могущественных рабовладельческих государств Древнего Востока. При царе Аргишти I (правил в 786-750 гг. до н. э.) урарты, завоевав Араратскую равнину, подчинили себе огромную территорию, граничившую на севере с озерами Севан и Чалдыр.

image-17 Плодородная Араратская равнина играла важную роль в политической и особенно в экономической жизни урартов, что благоприятствовало осуществлению здесь больших строительных работ. Возводились не только мелкие крепости (Арагац), укрепленные города (Аргиштихинили, Тейшебаини), но и инженерные, в частности гидротехнические сооружения, связанные с сельским хозяйством.


К числу наиболее ранних и крупных городских поселений относился Эребуни, расположенный на холме Арин-берд (юго-восточная окраина Еревана), важнейший административно-хозяйственный центр северной части страны. Эребуии, по Хорхорской клинописи и идентичным ей двум другим, обнаруженным в цитадели, построен Аргишти I в 782 году до н. э. (дата, считаемая временем основания города Еревана). В честь закладки города была также изготовлена деревянная раскрашенная статуэтка вооруженного воина с клинописью на бронзовой подставке, подтверждающей значение Эребуни как важного военно-опорного пункта страны. Эта небольшая скульптура принадлежит к интересным образцам урартского искусства.

image-16 Эребуни, выстроенный по типу урартских поселений, имел довольно четкую планировочную структуру. Городские кварталы располагались у подножия высокого, около 65 метров, холма, венчаемого цитаделью, служившей архитектурной доминантой окружающей местности. Из цитадели хорошо просматривались не только плотная городская застройка, но и Араратская равнина с ее поселениями и ведущими к Эребуни магистральными дорогами.
Конфигурация вершины холма определила треугольную форму плана цитадели. Глухие, завершавшие крутые склоны стены 12-метровой высоты, усиленные ритмично расположенными прямоугольными контрфорсами, придавали внешнему облику цитадели впечатление мощности и неприступности. С юго-восточной, более пологой стороны находился вход в цитадель. У входа стены были возведены в два и три ряда, что создавало дробность объемных членений данной части, вносило известное оживление в суровый облик комплекса.

image-15 Этому немало способствовал располагавшийся слева от дороги шестиколонный портик, акцентировавший въезд в цитадель. Он был расписан яркими фресками, а по сторонам ведущей к нему лестницы стояли бронзовые фигуры крылатых быков с человеческими головами.

Установлены различные этапы строительства цитадели. Потеряв после возведения поблизости города Тейшебаини свое значение, Эребуни не был разрушен при падении государства Урарту в VII веке до н.э., и жизнь в нем возобновилась при ахеменидских наместниках в V-IV веках до н. э. В планировке цитадели прослеживается восходящая к хеттским и ассирийским традициям четкость организации помещений вокруг внутренних дворов. Реконструированные различные части комплекса свидетельствуют о тонкости восприятия художественных форм урартскими зодчими.

image-14 Цитадель включала дворцовые, культовые и хозяйственные помещения, располагавшиеся в зависимости от рельефа холма на разных связывавшихся лестницами уровнях. Это обстоятельство, а также различная высота парадных и служебных помещений придавали силуэту цитадели Эребуни характерное для подобных сооружений Армянского нагорья живописное по очертанию ступенчатое построение объемов.

image-13 Основной вход вел в главный двор, служивший парадной частью цитадели. Здесь устраивались торжественные приемы, проводились смотры личной охраны Ар-гишти I и гарнизона крепости.

Юго-западную сторону двора занимал храм бога Халди – вытянутый большой зал с подсобной комнатой и помещением с лестницей, ведшей на кровлю башни, и открытый двенадцатиколонный, с колоннами в два ряда, портик, где, вероятно, размещался гарнизон. Вдоль стен - скамьи для знатных персон, а у левой торцовой стены - алтарь для жертвоприношений. В этом развитом по поперечной оси храме ажурная колоннада контрастировала с мощной, напоминающей зиккурат башней, сооруженной в соответствии с месопотамской традицией.

image-12 Храм имел богатое художественное убранство. Стены были расписаны многоцветными изображениями человеческих фигур и богов, геометрическим и растительным орнаментом. Композиция росписи одноплановая, построена на чередовании горизонтальных полос орнамента с фигурами животных и людей. Особенно характерно изображение бога Халди, стоящего на льве, с жезлом в левой руке и рогатой тиарой на голове; оно аналогично подобному рельефному изображению богаТейшебы в Адильджевазе и многим другим, известным как в искусстве Урарту, так и Древнего Востока.

В отличие от смазанных глиной саманных кирпичей -полов урартских парадных помещений, в храме бога Халди пол сделан по принципу современного паркета, из мелких деревянных дощечек.

Северо-западную сторону двора замыкал дворец Аргишти I, состоявший из больших залов, храма Суси, перистильного и хозяйственного дворов, окруженных жилыми и служебными комнатами.

image-11 Перистильный двор, один из древнейших в Араратской равнине, судя по богатой росписи стен, его окружавших, видимо, служил для деловых встреч и приемов. Из него попадали в посвященный богу Иушбе дворцовый храм Суси - небольшое прямоугольное в плане сооружение, предназначавшееся для Аргишти I и его приближенных. Храм освещался устроенным в перекрытии над жертвенником проемом, служившим одновременно и для вытяжки дыма алтаря. Имелся и второй жертвенник, стоявший вне храма, посередине перистильного двора. Внутренние и внешние стены здания имели синюю, имитирующую небесный свод окраску. Рядом с храмом - хозяйственные помещения, в их числе два вино-хранилища с огромными (по боо литров) карасами для вина, обязательного при жертвоприношениях.

Наибольший из залов, примыкавший к перистилю с северо-востока, видимо, служил покоями Аргишти I. В отличие от других помещений он имел более богатую красочную роспись, состоявшую из ритмических полос с изображениями пальметок, ступенчатых башенок, древ жизни со служителями культа, розеток, квадратов с вогнутыми сторонами, львов и быков. Нижние части стен, под фризом, завешивались коврами.

image-10 Клинописные тексты, высекавшиеся не только на камнях стен, но и на базах колонн, повествуют, что дворец вскоре после своего возведения был расширен. Тот же Аргишти пристроил в юго-восточной части цитадели новые помещения.

Особый интерес представляет парадный зал с пятью деревянными колоннами. Несколько сдвинутые с продольной оси к юго-западной стороне зала, они вносили в пространство огромного зала (480 кв м) определенное ритмическое начало. Колонны в сочетании с росписью усиливали торжественность помещения, играли роль в организации пространства. На одной из фресок была представлена большая сцена охоты знатной персоны на колеснице в сопровождении диких (пятнистый леопард) животных. Другая фреска изображала сцену обработки земли пахарем с упряжкой быков, а третья - стадо крупного и мелкого рогатого скота, дар царю. Здесь впервые в урартских фресках появилась светская тема, близкая по стилю и исполнению более ранним росписям парадных помещений Эребуни.

Фрески Эребуни типичны для Древнего Востока. Они перекликаются с ассирийскими, однако имеют свои характерные особенности.

Преемники Аргишти I - Сардури II (75О~73О гг- до н.э.) и Руса I (730-74 гг- до н.э.) продолжили строительные работы по благоустройству цитадели.

Потеря урартами в VI веке до н.э. государственной независимости и утверждение в стране господства Ахе-менидов привело к значительным изменениям архитектурной композиции цитадели Эребуни. Сильно уменьшенный по площади главный двор потерял значение центрального ядра планировочной структуры комплекса, застройка стала более плотной.
Храм бога Халди был перестроен в тридцатиколонную ападану, предназначавшуюся для официальных приемов иранского наместника в Араратской равнине. Усиленные пилястрами внешние стены создавали впечатление подчеркнутой мощности, что составляло разительный контраст с интерьером. Ритмично расположенные по фасаду и в глубину интерьера стройные колонны придавали четкость его композиции.

Перестройки коснулись и перистильного двора, потерявшего свое первоначальное назначение. Храм Суси был превращен в Храм огня, в северо-восточном углу двора был сооружен еще другой Храм огня.

Архитектурно-художественные традиции урартов, сыграли значительную роль в дальнейшем развитии зодчества на территории Армянского нагорья.

Комментариев нет:

Отправить комментарий